Педагог-психолог и арт-терапевт Центра психологической поддержки Анны Рязановой в Москве Елена Буркова рассказала, как работает арт-терапия с детской агрессией.
Детская агрессия — явление, которое довольно часто встречается сегодня. Отмечают это и педагоги, и родители. Коррекция подобного поведения вполне реальна, однако, требует глубокого понимания индивидуальных причин, коренящихся в семейных отношениях или социальной среде, которые вызывают агрессивные реакции у ребёнка. Чем раньше и внимательнее мы начнем разбираться в этих причинах, тем выше вероятность достижения положительных результатов, сокращающих проявления неконтролируемых эмоций.
Причины детской агрессии
Причины агрессивного поведения у детей в возрасте 5-10 лет разнообразны:
• это могут быть эмоциональные переживания – фрустрация и страх;
• социальные факторы –конфликты с ровесниками;
• семейные обстоятельства – ссоры родителей и даже насилие в доме;
• психологические особенности – низкая самооценка и сложности с саморегуляцией;
• физические аспекты – усталость и гормональные изменения;
• влияние поведения взрослых и средств массовой информации;
• трудности в учёбе – плохие оценки и буллинг.
Каждый случай требует индивидуального подхода, и в этом часто помогает арт-терапия.
Методы работы
Среди наиболее эффективных методов коррекции — песочная арт-терапия, изобразительное искусство, кинезиологические упражнения и коррекционно-игровые групповые тренинги, направленные на развитие эмоционально-волевых качеств.
Важно понимать, что дети, проявляющие агрессию, часто испытывают ощущение небезопасности, переживая травмирующие события в семье или обществе. И их реакция является защитным механизмом, когда они чувствуют давление извне. Поэтому психологи и арт-терапевты предлагают разнообразные занятия и техники, которые помогают
– снизить интенсивность испытываемых эмоций, используя, например, метод «Рисование истории», спонтанное рисование или работу с пластическими материалами (глина, пластилин).
– осознать свои эмоции и регулировать своё поведение в общении со сверстниками посредством групповой песочной терапии;
— освоить навыки дружбы и общения по правилам, играя в стратегические и ролевые игры.
Для диагностики тревожащих ребёнка переживаний можно использовать известные методики, такие как «Нарисуй семью» или «Несуществующее животное».
Пример из практики
В моей практике есть пример – мальчик семи лет, который проявлял агрессивное поведение в школе. Он стал раздражительным, конфликтным с началом учёбы, и жалобы учителей учащались.
Нам важно было установить доверительные отношения, поэтому мы использовали песочную терапию. Первые игры мальчика были бессюжетными: он пересыпал песок, мочил его, стучал лопаткой. Позже игры стали более осмысленными, появились персонажи и образы страхов (например, пауки), с которыми главный герой боролся.
В процессе работы выяснилось, что травмирующими для психики событиями оказались конфликты в школе. Мальчик пытался завоевать авторитет среди одноклассников, так как успехи в учёбе оставляли желать лучшего, и он не знал, как справиться с чувством неуспешности.
Через три недели нашего сотрудничества, а также благодаря выполнению родителями моих рекомендаций (установленный режим дня, полноценный сон, умеренная физическая активность, участие в спортивных секциях, заботливое отношение и совместное времяпровождение вне школьных заданий), частота агрессивных конфликтов значительно уменьшилась. У мальчика проснулся интерес к футболу, и фокус его внимания сместился на спорт. Вспышки агрессии сократились.
Спустя три месяца занятий, мама заметила значительные улучшения: сын стал менее агрессивным, научился выражать свои чувства и разрешать конфликты без применения силы. Арт-терапия помогла ему развить навыки саморегуляции и наладить взаимоотношения с окружающими.
Однако важно помнить, что положительные изменения возможны только тогда, когда специалист работает в тесном сотрудничестве с семьёй.