На Конгрессе специалистов по опухолям головы и шеи, российские онкологи призвали учитывать образ жизни и вредные привычки пациентов при выборе тактики лечения и реабилитации.
По данным Global Cancer Observatory (GLOBOCAN), в 2018 году в мире было зарегистрировано 890 000 новых случаев рака головы и шеи и 450 000 смертей от него. К 2030 году прогнозируется рост заболеваемости на 30%, до 1,08 млн новых случаев в год.
На долю рака органов головы и шеи приходится 20 % от общего числа диагностируемых злокачественных новообразований. Пик заболеваемости выпадает на возраст старше 50 лет. Опухоли органов головы и шеи условно делятся на подгруппы в соответствии с локализацией: гортани, носовой полости и околоносовых пазух, носоглотки, ротовой полости и ротоглотки, слюнных желез. Более чем в 80 % это оказывается плоскоклеточный рак слизистой носа, рта или горла. У мужчин такая патология встречается в 2 раза чаще.
Ученые отмечают, что помимо самого заболевания, на состояние пациента влияет ряд факторов, обусловленных качеством его жизни. И одним из таких факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс лечения и реабилитации является курение, которое врачи призывают рассматривать не просто как вредную привычку, а как никотиновую зависимость. Между тем, отказ от курения имеет значительное влияние на ход лечения и последующую реабилитацию. Как правило, 40% пациентов не готовы бросить курить здесь и сейчас, еще 40% категорически отказываются бросить курить и только 20% настроены на полный отказ.
«Пациенту нужно продемонстрировать, что отказ от курения возможен. Потому что чем больше безуспешных попыток бросить курить предпринимал человек, тем меньше у него мотивации пробовать снова. Переключение на альтернативные способы потребления никотина в этом случае укрепит веру пациента в собственные силы», - считает Артем Геворков, врач-рарадиотерапевт, старший научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.
С такой позицией согласен и Михаил Кропотов, заведующий отделением опухолей головы и шеи НМИЦ онкологии им. Блохина. По его словам, многие пациенты не могут бросить курить самостоятельно. Им нужно помочь. Могут быть разные подходы. Кто-то уменьшает дозу курения, кто-то переходит на электронные системы нагревания табака. Задача лечащего врача состоит в том, чтобы помочь пациенту сделать правильный выбор и отказаться от вредной привычки. Важно не только вылечить больного, но и сохранить его работоспособность для общества.
Комментируя мнение российских учёных, Бахыт Туменова, глава Национальной Ассоциации «Денсаулык» по снижению факторов риска неинфекционных заболеваний, отметила, что в вопросах отказа от вредных привычек запреты показывают низкую эффективность. Через предложение менее вредных альтернатив возможен постепенный переход от курения к его полному отказу. В мире уже давно успешно работает стратегия снижения вреда, которая направлена на сохранение здоровья каждого человека и нацелена не на запрет пагубного для здоровья человека поведения, а на уменьшение вредных последствий и смены привычек на более безопасные.
По итогам 2020 года в Казахстане заболеваемость злокачественными новообразованиями составила 173,5 на 100 тыс. населения, в абсолютных цифрах это 32 526 новых заболевших. Снижение заболеваемости составило 11,4%. Показатель смертности составил 75,5 на 100 тыс. населения, это 14 150 случаев. Снижение уровня смертности составило 0,7%.
«Говоря о взаимосвязи образа жизни, вредных привычек и развития онкологических заболеваний можно с уверенностью сказать, что разумный подход к своему здоровью имеет первостепенное значение, как в вопросах профилактики, так и для лечения самого заболевания. Сознавая губительное влияние на здоровье факторов риска, следует обратить особое внимание на здоровое питание, физическую активность, соблюдение правильного режима труда и отдыха, отказ от вредных привычек. Наше здоровье в наших руках», - добавила Бахыт Туменова.
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.