Наличие закрытых схем взаимодействия в проектах по пропаганде ЗОЖ: зачем депутатам Мажилиса нужен возврат к модели «старого Казахстана»?

uSite.kz - разработка сайтов в Алматы и СНГ

Астана, 2 февраля 2024 г.  Президент Общественного объединения «Повышение открытости» Кирилл Павлов, который в свое время проводил расследование по работе региональных центров ЗОЖ, организовал пресс-конференцию, на которой обозначил ряд важных фактов касательно деятельности Центров пропаганды здорового образа жизни и ряда некоммерческих организаций (НКО) в Казахстане. Речь шла о сложившейся в сфере ответственности Минздрава РК полностью непрозрачной и коррупционной в своей основе системе пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), на которую ежегодно выделяется 500 млн. тенге бюджетных средств.

С 2018 года данная система выстроена таким образом, что на больших суммах, выделяемых из местных бюджетов на основе тендера, предназначенных на продвижение ЗОЖ, в стране уже не один год зарабатывает группа узко аффилированных организаций, так называемых Центров ЗОЖ, хотя периодически в тендерах чувствуют и другие некоммерческие организации, в некоторых случаях деньги не осваиваются, так как не находится «компетентный» поставщик услуг. Кирилл Павлов обращает внимание общественности, что, при всех перекосах в пропаганде ЗОЖ кому-то выгодно не дать развиться конкуренции в этой сфере и сейчас хотят вернуть прежнюю схему под надуманными предлогами.  Именно поэтому группа депутатов Мажилиса в своем недавнем обращении в Минздрав инициировала следующие изменения, которые, по сути, возвратят систему ЗОЖ из конкурентной среды к прежней, полностью непрозрачной и потенциально коррумпированной структуре.

То есть по сути, в настоящее время, как отметил общественник, группа мажилисменов хочет вернуть ранее действовавшую схему финансирования услуг в сфере пропаганды ЗОЖ: когда акиматы заключали договоры с «Центрами ЗОЖ», при этом последние были аффилированы с Минздравом через Национальный центр общественного здравоохранения и получали контракты. В то время только эти центры имели право на предоставление такой услуги акиматам. Эта система была совершенно закрытой, когда местных бюджетов по прямому заказу на такую пропаганду уходили миллиарды тенге. С 2015 по 2019 годы, через систему госзакупок на деятельность гос центров ЗОЖ прошла астрономическая сумма — 1,7 млрд тенге.  По словам спикера, в настоящее время депутаты Мажилиса хотят, чтобы акиматы снова заключали договоры только напрямую с центрами ЗОЖ, без тендеров и возможных конкурентов.  То есть налицо попытка вернуть систему в прежнее состояние, когда вопросами ЗОЖ занимались исключительно государственные структуры, и финансирование таких проектов было полностью непрозрачным.

В частности, в обращении группы депутатов Мажилиса предлагается следующее:

  • Предусмотреть закуп услуг по пропаганде ЗОЖ через так называемое стратегическое партнёрство;

  • Закрепить принцип территориальности при оказании услуг по пропаганде и формированию ЗОЖ.

  • ·При разработке технической спецификации, необходимо учитывать исполнение статьи 154 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» — формирование здорового образа жизни обеспечивается только субъектами здравоохранения. 

В 2020 году, я проанализировал деятельность 22 таких Центров и пришел к выводам, что несмотря на то, что передача пропаганды ЗОЖ в конкурентную среду произошла еще в 2018 году, акиматы по-прежнему заключали с ними прямые договоры. При этом, размер суммы одного договора мог достигать 167 млн тенге, а средняя сумма контрактов составляла порядка 100 млн тенге годового финансирования. Я писал соответствующие запросы в акиматы Астаны и Мангыстауской области с просьбой дать четкие обоснования по выбору поставщика, в ответ акиматы поспешно закрыли тендеры на услуги пропаганды ЗОЖ, признав их несостоявшимися, – отметил в частности Павлов.

Сейчас упомянутые выше «центры ЗОЖ» являются негосударственными, заказы получают на основе тендера, что по логике хоть как-то должно выступать сдерживающим, антикоррупционным фактором при должном внимании общественности.  Также конкурсная среда дает надежду, что другие, здравые программы профилактики ЗОЖ могут хотя бы попытаться принять участие в тендере.  Тогда как через хитрую схему «стратегического партнёрства», которую предлагает группа мажилисменов, как отметил Павлов, «будет легче управлять денежными потоками и создавать «кипучую работу» продвижения здорового образа жизни за бюджетные средства без шансов чему-то здравому попасть в эту систему.

Аргументы депутатов к Минздраву Кирилл подверг критике: Депутаты Мажилиса в своем запросе утверждают: «что пошатнулось финансовое положение самих Центров ЗОЖ ввиду некорректного составления технической спецификации и требований к потенциальным поставщикам, на рынок смогли зайти организации, не являющиеся субъектами здравоохранения». И еще цитата: «Кроме того, путем несоразмерного снижения цены на закупаемые услуги до минимума, победителями конкурса становились субъекты бизнеса из других регионов страны. Как следствие некоторые Центры ЗОЖ со стажем, вынуждены были приостановить деятельность и сокращать квалифицированных медицинских специалистов, что –  привело к недополучению в бюджет десятки миллионов тенге только по индивидуальному подоходному налогу». То есть, мажилисмены, – отмечает спикер, не обосновывают свои инициативы качеством проводимой работы ни самих центров ЗОЖ, ни тех, кто смог выигрывать тендеры на пропаганду ЗОЖ в конкурентной борьбе. А в поддержку пересмотра методики закупа нам приводят лишь аргументы о том, что в пропаганде ЗОЖ участвуют юрлица не субъекты здравоохранения, и из других регионов. Все это явно противоречит логике, речь идет о пропаганде здорового образа жизни, а не об оказании медицинских услуг. Кроме того, принцип территориальности абсурден, так как исключает возможность перенесения удачного опыта на другие регионы страны.  

Общественник отметил, что выходит мажилисменов вообще не интересует эффективность реализуемых программ центрами ЗОЖ.  А вот ее как раз-таки и надо обсуждать с общественностью. Он привел яркий пример в этой сложной схеме: Кстати, еще одним предложением группы депутатов Мажилиса является поручение Национальному центру общественного здравоохранения (НЦОЦ) усилить взаимодействие с региональными центрами с целью улучшения качества проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, ведения мониторинга и контроля оказания услуг, соблюдения сроков проведения мероприятий, эффективного расходования бюджетных средств. Но если судить о работе НЦОЗ и самих Центров ЗОЖ в прошлом, то можно подметить такой факт: НЦОЗ раз в 5 лет проводит исследование GATS - срез КАК поменялось количество курящих в стране и насколько качественно. GATS проводился в нашей стране 2 раза: в 2014 году (baseline) и пять лет спустя – в 2019 году. Основной вывод, который можно сделать из резюме самих же исследователей: количество курящих в количественном выражении не изменилось – как было 2,8 млн потребителей табака в 2014 году, так и осталось 2,8 млн в 2019 году. В процентном выражении можно зафиксировать небольшое снижение, но лишь из-за того, что в этот период в Казахстане был зафиксирован прирост населения. Итак, как же можно было так бороться с курением, чтобы за 5 лет цифры никак не изменились? – отметил Кирилл Павлов. За время функционирования региональных Центров ЗОЖ государством выделялось колоссальное ежегодное финансирование. Если же судить по работе центров, то с 2014 по 2019 год курение в стране не только не снизилось, а даже выросло по таким показателям как курение среди женщин и приобщение детей к вейпам.

- За региональными Центрами ЗОЖ стоит «Коалиция за Казахстан, свободный от табачного дыма», возглавляемая Джамилей Садыковой. Которая, надо полагать, и направляет их работу в нужное русло. И которая всегда скрывает имена своих спонсоров, и те задачи, которые те перед ней ставят, - поделился общественник результатами своего расследования.  Между тем, согласно открытым данным Statsnet, оценочная годовая выручка общественного фонда “Темексiз” в 2021-м - 119,8 млн тенге, в 2022-м - 148,6 млн тенге, в 2023- 86 млн тенге. Данная структура – это общественная организация (НКО), не являющаяся ни профессиональным объединением медиков, ни государственным органом, каким-то непонятным способом на безальтернативной основе навязала свои услуги по пропаганде ЗОЖ.  Дело в том, что все 22 казахстанских региональных центра ЗОЖ входят в структуру упомянутой «Коалиции», которая под руководством Садыковой курирует всю борьбу с курением в нашей стране, и все в рамках действующей схемы получают госфинансирование из местных бюджетов, которое в последнее время осложнено неудобным фактом тендера, который и решили отменить инициативная группа депутатов Мажилиса и вернуть влияние в полной мере в одни руки. Вот с чем следует разбираться государству на самом серьёзном уровне», – подчеркнул Кирилл Павлов.

За дополнительной детальной информацией, пожалуйста, обращайтесь по телефонам: + 7701 955 55 70 Алена Бируля 

Некоторые цифры и факты

Только с 2015 по 2019 год через систему госзакупок на деятельность госцентров ЗОЖ прошла астрономическая сумма в 1,7 млрд. тенге. Следует понимать, что каждый такой центр – маленькая организация, в которой работают 2-3 человека.

  • На финансирование мероприятий по пропаганде ЗОЖ на 2023 год из местных бюджетов было выделено 526 млн. 452,0 тыс. тенге. Дополнительно на те же цели реализацию мероприятий по пропаганде здорового образа жизни из местного бюджета на 2023 год выделено 224 млн. 141,3 тыс. тенге. Всё это, не считая ассигнований Минздрава на данные цели. Как видим, аппетиты центров ЗОЖ растут: только за 2023 год из местных бюджетов было выделено 750 млн тенге – почти половина того, что они получили за пять лет (2015 – 2019).

Ключевой вопрос, озвученный спикером: не пора ли со всей этой красивой и удобной системой разобраться соответствующим профильным органам?

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.

В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Другие новости

wave
thumb
thumb
thumb
thumb
thumb
thumb

Комментарии (0)

wave

Оставить комментарий

wave