В отчете Moody's Analytics говорится, что потребители во всем мире накопили дополнительные 5,4 триллиона долларов сбережений с начала пандемии, что может спровоцировать массовый бум расходов в этом году.
Объем избыточных сбережений на конец марта 2021 года составил 6% мирового валового внутреннего продукта. Эти сбережения являются дополнением к тому, что потребители сэкономили бы и без учета пандемии, при условии сохранения тенденций бережливости 2019 года, считает Марк Занди, главный экономист Moody's Analytics.
По мнению эксперта, количество дополнительных сбережений больше всего в Северной Америке и Европе, где ограничения и государственная поддержка были наиболее значительными. Потребители, доходы которых не пострадали от пандемии, сэкономили на отдыхе и путешествиях, развлечениях и питании вне дома. Другим фактором накопления сбережений стала государственная поддержка населения и бизнеса. В ноябре 2020 года Международный валютный фонд отметил, что правительства и центральные банки всех стран мира выделили 19,5 трлн долларов на защиту экономики и бизнеса.
Эксперт считает, что по мере ослабления ограничений потребители потратят почти 2 триллиона долларов из своих излишков денежных средств, настроив мировую экономику на значительный рост. «Мы полагаем, что примерно треть глобальных избыточных сбережений будет потрачена в этом году, что добавит чуть более 2% к росту мирового ВВП», - заявил Марк Занди.
Согласно исследованию компании IDF Eurasia, в Казахстане 80% опрошенных серьезно относятся к вопросу накопления денежных средств. Самая популярная цель, на которую казахстанцы откладывают деньги – это запуск собственного бизнеса, таких среди опрошенных 62%, остальные 38% откладывают деньги на случай форс-мажора и непредвиденных ситуаций.
В число наиболее частных поводов для накоплений также вошли: покупка недвижимости (в том числе первоначальный взнос) – 28%, покупка машины – 22%, ремонт – 19%, дополнительное образование или повышение квалификации – 11%, отпуск – 9%, образование детей – 6%, старость – 5%.
Как отметила Светлана Романовская, Председатель Правления ОЮЛ «Ассоциация Лиги Потребителей Казахстана», доверие потребителей - это экономический индикатор, который измеряет степень оптимизма потребителей в отношении общего состояния экономики и своего личного финансового положения. То есть, если потребитель уверен в экономике и в своих личных финансах, то он потратит больше, чем сэкономит. И в этой связи, ожидаемый подъем потребительского доверия по прогнозам агентства Moody's Analytics, является хорошим показателем для мировой экономики.
«Что касается Казахстана, то по прогнозам Национального банка, рост экономики страны в 2021 году в рамках базового сценария составит 3,4% - 3,7%, а это дает нам основание надеяться, что по мере улучшения внутренней эпидемиологической ситуации и восстановления экономической активности потребительское настроение улучшится и доверие потребителей восстановится», - добавила Светлана Романовская.