«Учить школьников на основании сухих дисциплинарных правил уже бессмысленно. Им нужно показать, что наука – это интересно и что она оживает в их руках, когда они «заворачивают» академические знания в практические проекты», - говорит генеральный директор корпоративного фонда Caravan of knowledge Зарина Биюмбаева. Она рассказала о том, как в топовых по уровню развития экономик странах развивается STEAM-образование и как этот опыт применяется в Казахстане.
- Зарина, у вашей команды несколько исследований в сфере STEAM. Поделитесь интересными выводами.
- STEM (англ. science, technology, engineering and mathematics — естественные науки, технология, инженерия и математика) имеет 70-летнюю историю. В 1960-х годах в США спрос со стороны высокотехнологичных компаний на профессиональные кадры оказался неудовлетворенным, поскольку американцы в большинстве своем не обладали для этого достаточной квалификацией. Тогда США впервые задались вопросом междисциплинарного и прикладного подхода в образовании. В результате сформировался STEАM, который затем стал трендом и сейчас внедряется на государственном уровне во многих странах, включая в себя гуманитарные науки, иностранные языки, новые медиа, живопись, танцы, театр, музыку.Исследование мы провели при поддержке компании “Шеврон”. В выборку стран для нашего исследования вошли Финляндия, США, Корея, Япония, Германия, Канада, Сингапур.
- Чей опыт оказался самым впечатляющим?
- Нам очень понравилось то, что делают в Штатах, Германии и Финляндии.В США правительство выделяло гранты на исследование раннего обучения STEAM, как оно может повлиять на успеваемость учащихся разных социально-экономических слоев населения. Была сформирована база обучающих ресурсов для родителей и дошкольных организаций «Давайте говорить, читать и петь о STEAM!», есть телепередачи, мобильные приложения, игр по математике и биологии для детей младшего возраста, работают бесплатные летние лагери по математике. И вообще много чего сделано. У них образование в области STEAM начинается с детского сада и проходит сквозь образовательную связку школа – университеты – профессиональная подготовка, так называемая, educational pipeline или образовательная труба. Проекты могут варьироваться от создания нового типа настольной игры до исследования лучших видов биопродуктов для производства биологического топлива. В результате совместной работы группа может генерировать больше знаний, сотрудничество становится ключевым компонентом успеха.
Финляндия в сфере STEAM ушла далеко вперед. Национальный совет образования в конце 1990-х годов запустил программу LUMA, которую реализовывали специальные центры по всей стране: создавались и поддерживались клубы науки и техники, лагери, проводили тематические дни и курсы для детей и молодежи. Кроме того, для преподавателей по всей Финляндии организовывались национальные курсы повышения квалификации. Большинство из этих мероприятий бесплатные и доступны для всех независимо от социально-экономического положения.
Центры LUMA в разных регионах страны имеют свои акценты в образовании, у каждого свой координатор и директор, регулярно проводятся конференции. Учителя школ могут зарезервировать определенное время в центре, их ученики посещают лаборатории центра, участвуют в экспериментах, задают вопросы ученым. Для старшеклассников преподаватели из университетов, профессоры проводят лекции и курсы по математике, химии, астрономии биологии. Очень популярны темы космоса и спутников, микро- и нанотехнологии, медицинская химия. Акцент делается на мышлении.
У финнов дизайн пространства, экологичное производство, эргономика вещей «завернуты» в STEAM. Их результаты междисциплинарного обучения по конструкции, содержанию, системному взгляду на технологии и науку не похожи ни на какие другие в мире. Они в этом смысле очень далеко продвинулись.
Мы решили интегрировать опыт Финляндии в Казахстане, но поскольку у нас нет такой развитой экосистемы, встраивать его в школьные программы оказалось тяжело. Поэтому приходится реализовывать его через внешкольные активности: разные профильные лагеря, партнерские программы, активности.
- Есть у нас что-то масштабное по STEAM?
- Да, конечно. Одно из ежегодных событий этой сферы – PRO.NRG Fest – организатором является компания “Шеврон”. Это первый в Казахстане фестиваль, который охватывает целевую аудиторию по всем категориям: родители, дети, учителя, специалисты, которые так или иначе касаются образования, но не являются педагогами, квазигоссектор, предприниматели в сфере образования. Цель фестиваля – сформировать культуру образования как в семье, так и в обществе. Культ знаний в семьях сейчас не очень высокий. Родители хотят, чтобы ребенок поступил на грант в университет, нанимают для этого репетиторов. Но знания без каких-либо конкретных целей, как то же зачисление в вуз, интересуют немногих. И это проблема, особенно с учетом того, что я выше рассказала о Финляндии и США, где широкое образование пестуют в семьях с младшего возраста детей. PRO.NRG Fest – один из инструментов развития сообщества STEAM-приверженцев.- Как фестиваль меняет ситуацию?
- У него несколько задач и он их уже выполняет. Например, сделал науку популярной, потому что вслед за ним эту тему подхватили другие фестивали. Таким образом создается культура STEAM-образования в стране. Если в 2020 году STEAM воспринимался как что-то про робототехнику, но сейчас уже есть понимание, что это в целом подход в образовании, который создает устойчивые связи между школой, обществом, рабочим местом и всем миром. В конечном итоге повышается конкурентоспособность экономик стран во всем мире.- Вы сказали, что очень важно культивировать знание как таковое внутри семьи. Но дети много времени проводят в школе. Удалось ли добиться успеха по STEAM среди учителей?
- В 2020 году за 4 месяца наши курсы и программы по STEAM прошли 189 тыс. учителей, причем от начала до конца. В Казахстане в общей сложности 300 с лишним тысяч учителей, то есть больше половины проявили интерес к STEAM. Мы сообщили об этом Министерству науки и высшего образования, стали обсуждать, вместе сформировали рабочую группу и стали разрабатывать национальную дорожную карту по развитию STEAM. В нее вошли 12 тыс. участников, из них активно участвовали 9 тыс. человек. Это были учителя, родители, директоры школ, работники министерства, квазигосорганов. Обсуждали совместно все задачи и в августе 2021 года дорожную карту утвердили. Она рассчитана до августа 2025 года. Все активности, которые предусмотрены в рамках дорожной карты, поддерживает «Шеврон», частично ТШО.Возвращаясь к вашему вопросу про учителей, скажу, что уже подготовлена критически необходимое количество педагогов, способных самостоятельно менять повестку STEAM в Казахстане, настолько они сильные. В своей ежедневной практике ее используют 4800 учителей, около 8 тыс. учителей – те, кто постоянно получает нашу рассылку материалов, отвечают на вопросы, участвуют в исследованиях, 14 200 учителей в фоновом режиме следят за развитием STEAM.На первый PRO.NRG Fest, который состоялся в 2022 году - тогда еще в Казахстане не было своих экспертов по междисциплинарному образованию - привозили иностранных лекторов. Но уже тогда поставили цель – сделать соотношение зарубежных и отечественных спикеров 20% на 80%. И в принципе пришли к этому. В этом году на фестивале будет всего 2-3 иностранца, остальные – локальные учителя, которые могут давать конкурентный контент. И это отлично. PRO.NRG Fest состоится, как обычно, в Астане 21 сентября в здании Международного финансового центра (AIFC) EXPO Astana. Вход будет бесплатный, зарегистрироваться можно уже сейчас. Это фестиваль для всей семьи, будет много интересного: лекции от ученых со всего Казахстана и мира, интерактивные шоу, мастер-классы, художественные выставки на тему науки и искусства, игры и конкурсы для всей семьи. За новостями и обновлениями по фестивалю можно следить в Инстаграм.- Уже есть план как действовать по STEAM в Казахстане дальше?
- Учитывая, что у нас сформировался критический пул экспертов, которые сами готовы развивать STEAM, мы осознаем, что процесс саморегуляции начался. И теперь наша задача в том, чтобы только поддерживать их инициативы грантами, сильно не вмешиваясь в контент. Оставим наше участие на уровне 20% и оно будет заключаться в том, чтобы предлагать какие-то сложные темы, привозить уникальных спикеров из-за рубежа, тем самым задавая планку нашим экспертам.Кроме того, мы хотим создать центр STEAM-компетенций, который будет помогать реализовывать кейсы по развитию регионов. На его базе ученики, учителя, специалисты нефтяной сферы и других индустрий смогут изучать междисциплинарный подход. Суть в том, чтобы применять комплексные знания для решения конкретных проблем, таких как изменение климата, альтернативная энергетика, сохранение ресурсов, создание новых направлений в креативной индустрии и т.д.У нас страна с большой территорией и в каждом регионе своя экономическая специфика. Мы хотим, чтобы уже сейчас ученики, учителя, студенты, эксперты начали на местах формировать сообщество, которое будет применять знания STEAM в конкретных прикладных задачах. Это большой вызов, поскольку в Центральной Азии все приходится делать в гибридном формате, то есть нужно адаптировать зарубежные подходы к нашему менталитету. Но такие модели есть во многих странах, они, конечно, финансируются гораздо больше, чем в Казахстане. Со временем, я думаю, будут созданы лаборатории-спутники со спонсорами и, может быть, государство в свою очередь тоже окажет поддержку.