12 августа, 2024
Повысить потенциал молодежного предпринимательства и удовлетворить запросы молодежи в развитии своего бизнеса планируют организаторы стартовавшей сегодня образовательной онлайн-программы обучения основам бизнеса на платформе ccb.kz Общественный фонд «Социальная динамика» и Центр исследований «Сандж» поделились результатами социологических исследований, которые подчеркивают значимость этой инициативы.
Согласно опросу, проведенному среди 1500 человек из 20 регионов Казахстана, 17,4% молодежи планируют начать свой бизнес в ближайшие три года. Эта доля выше среди молодежи в возрасте 21-30 лет, особенно среди тех, кто уже помогает своим близким в бизнесе или самозанят. Основные мотивы включают желание увеличить доход, обрести независимость, реализовать мечту, иметь гибкий график и компенсировать отсутствие достойной работы.
– Молодежь стремится к предпринимательству в сферах, где можно применить инновационный подход и быстро реагировать на новые возможности, – комментирует Айнагуль Шарипбаева, специалист Центра исследований «Сандж». – Для них важна доступность, низкие барьеры для входа в бизнес и высокая прибыль. Наиболее востребованными формами поддержки являются финансовая помощь, обучающие семинары, онлайн тренинги и встречи с успешными бизнесменами.
По мнению организаторов часто молодые предприниматели, стремясь к быстрому результату, могут столкнуться с рисками из-за недостатка опыта, проблем закредитованности, что сказывается на стартовых возможностях молодежи. Организаторы проекта считают, что каждому, кто рассматривает улучшение своего статуса путем открытия собственного бизнеса, требуется подготовка.
– Как мы учимся водить автомобиль, так и для предпринимательства нужно обучение, – говорит Елена Ожго, директор фонда «Социальная динамика» и руководитель проекта Сoca-Сola Вelesteri. – Обучение основам бизнеса в удобном формате видеоуроков и конкурс на лучшую бизнес-идею с возможностью получения гранта уже помогли улучшить экономическое положение тысячам участников. В этом году впервые выделено 10 грантов по 2 тысячи долларов США в тенговом эквиваленте специально для молодежи, что увеличит количество успешных стартов. Для многих наши программы – это еще и возможность для самоопределения и социальной адаптации.
Опрос также показал, что 13% молодежи уже занимаются предпринимательством. В городах таких молодых людей в два раза больше, чем в сельской местности. Мужчины среди предпринимателей немного преобладают, а уровень образования влияет на связь работы со специальностью. Наиболее популярные сферы занятости среди молодежи – торговля и образование, а ключевые виды деятельности включают такси, потребительские услуги, сельское хозяйство и здравоохранение.
Поддержка предпринимательства в Казахстане продолжается, общими усилиями с 1997 года показатель доли работодателей к числу занятых вырос, но не достиг показателей среднеразвитых стран. В то время как институты развития оказывают более массовую финансовую поддержку, социальные проекты, такие как ccb.kz, предлагают онлайн-обучение и экспертизу от практиков, способствуют формированию позитивного отношения к предпринимательству и уменьшают страх перед неудачами.