Сегодня успешное лечение онкологии связывают с развитием лучевой и химиотерапии, с возможностями хирургического удаления опухоли. Но многие случаи заболеваний всё же остаются для медицины проблемой, которая требует новых решений. Одно из таких –направление иммунотерапии. Но насколько этот метод новый? В истории медицины есть немало случаев, когда иммунотерапия показала свою эффективность в лечении онкологии ещё до «лучей» и «химии».
В процессе иммунотерапии для борьбы с опухолью используют собственные клетки иммунной системы организма. Таким образом, заболевание лечат путём активации/ подавления иммунитета. Нередко этот эффект достигается с помощью введения специальных вирусов и бактерий.
Различные типы иммунологических препаратов воздействуют на организм по-разному, но каждый из них направлен прицельно на иммунную систему.
Со времён фараонов
Иммунотерапия зародилась ещё в древности. Первые свидетельства о ней появились в 1550 году до н.э. Согласно им, египетский фараон Имхотеп (2600 год до н.э.), его называли богом медицины, применял припарки на основе растений возле опухоли. Затем он надрезал её, чтобы вызвать регрессию.
В XIX веке два немецких врача Вильгельм Буш и Фридрих Фелейзен независимо друг от друга заметили регресс опухолей у онкологических больных после случайного заражения рожистым воспалением кожи и определили Streptococcus pyogenes (стрептококк) как возбудителя данного заболевания.
Их разработки продолжил американский хирург-онколог Уильям Коли. После смерти молодой пациентки от саркомы Юинга на руке он стал изучать истории болезней пациентов госпиталя в Нью-Йорке и нашёл интересный случай. У пациента по фамилии Штейн была неоперабельная злокачественная опухоль на шее. Она полностью регрессировала после заражения Штейна рожистым воспалением кожи. Мужчина выписался из госпиталя без признаков болезни.
Уильям Коли лично нашёл и осмотрел Штейна, и спустя семь лет после выписки не обнаружил у него признаков остаточного рака.
Это сподвигло доктора тщательно изучить доступную медицинскую литературу. В результате чего он обнаружил 47 сообщений об онкопациентах с сопутствующим рожистым воспалением кожи. К слову, одним из авторов подобного медицинского свидетельства был русский доктор и писатель Антон Павлович Чехов.
Вакцина Уильяма Коли против рака
В изученных 12 историях пациентов саркома или карцинома полностью исчезла, а состояние других значительно улучшилось. На основе данных примеров Коли решил попробовать в качестве терапии ятрогенную (намеренно спровоцированную) рожу. А в 1893 году он создал вакцину на основе Streptococcus pyogenes, чтобы лечить пациентов с онкологией, с неоперабельными опухолями. Впоследствии в состав вакцины он добавил бактерии Serratia marcescens, которые усиливали противораковые свойства.
Лечение проходило по определённой схеме. Пациенту ежедневно вводили внутривенно раствор с вакциной Коли. После этого начиналась лихорадка, которая длилась несколько часов подряд. Повышение температуры оказывало благотворный эффект – ослабляло боли от опухоли. Пациенты могли даже прекратить приём обезболивающих препаратов. Наступала регрессия опухоли. Период лечения составлял от трёх недель до двух месяцев в зависимости от сложности заболевания.
Результатами своих исследований и лечения врач-новатор Уильям Коли делился в медицинских журналах с общественностью. Безусловно, многие специалисты игнорировали его разработки, однако, некоторые коллеги по цеху пробовали новый на тот момент метод лечения онкологии в своей практике. Так 42 врача из Европы и Северной Америки сообщили о случаях успешного лечения пациентов вакциной Коли.
К концу карьеры онколог Уильям Коли опубликовал более 150 статей, принял около 900 пациентов, половина из них полностью излечилась от злокачественных опухолей. Его исследования и разработки признало самое авторитетное сообщество Англии – Королевская коллегия хирургов, и возвело его в ранг почётного члена коллегии.
Heзacлужeннo или нaмepeннo?
Несмотря на достаточно большое количество свидетельств успешного применения вакцины Коли против рака, официальная медицина ограничила её применение «в связи с этическими несогласиями» и другими требованиями регуляторных агентств, которые были созданы в начале 20 века. Однако некоторые эксперты считают это политкорректным объяснением, не отражающим действительность. Потому что, например, доктор Джеймс Юинг, в честь которого названа саркома Юинга, был руководителем Уильяма Коли в Мемориальном госпитале в Нью-Йорке. Он получил большой грант от богатого промышленника на закупку оборудования лучевой терапии, видя в ней панацею от рака. И, даже несмотря на успехи своего сотрудника, запретил продолжать лечение раковых больных с применением вакцины. Получается, что иммунотерапии просто не хватило богатых покровителей и сторонников, которые были у лучевой и химиотерапии.
Но всё же нашлись последователи иммунологии, которые накопили приличный пласт экспериментальных данных и доказали теорию иммунного надзора. Согласно ей, иммунная система постоянно контролирует организм на предмет появления опухолевых клеток и уничтожает их прежде, чем возникают клинически заметные опухоли. Также современная иммунология доказала, что принципы Уильяма Коли были верными и некоторые формы онкологии чувствительны к усиленной иммунной системе организма. В результате признания заслуг Уильяма Коли, он был удостоен титула «Отец иммунотерапии».
Какой метод выбрать?
Сегодня развивается сразу несколько направлений иммунотерапии. И прогрессивные онкологи следят за ними с интересом.
1. Онколитические вирусы и бактерии
Подход вакцины Коли сейчас развивается на научной основе. Терапевтическое действие микроорганизмов заключается в том, что они уничтожают опухолевые клетки и активируют противоопухолевый иммунитет. То есть при введении в тело человека вирусов и бактерий искусственно организм начинает сам противодействовать развитию онкологии.
2. Противоопухолевые вакцины
Сегодня сотни вакцин находятся на разных стадиях клинических испытаний. Они имеют общую особенность – это высокий профилактический (или противорецидивный) потенциал, но относительно низкий терапевтический эффект. Хотя уже открыты способы их усиления, в частности через комбинацию с другими видами иммунотерапии.
3. Клеточная иммунотерапия
Ввиду развития технологий этот вид иммунотерапии приобрёл новые перспективы. Иммунологи используют натуральные киллерные клетки (NK), которые имеют прямую противоопухолевую активность. Самый перспективный вариант клеточной терапии – это получение генетически модифицированных лимфоцитов. Они способны приобретать антигенный рецептор, распознающий «мишень» на поверхности опухолевых клеток. Такая терапия называется CAR-T.
4. Адъювантная иммунотерапия
Она предполагает использование цитокинов и иммуномодуляторов для активации локального и системного иммунного ответа.
5. Пассивная иммунотерапия моноклональными (таргетными) антителами.
Обобщая результаты клинических испытаний, эксперты говорят об эффективности именно комплексной иммунотерапии онкологических заболеваний, об объединении методов и их рациональном совмещении с таргетной и лучевой терапией.
Интегративная медицина
Также эксперты признают эффективность комплексного подхода в лечении не только в рамках официальной медицины. Ярким примером в Казахстане является практика Дмитрия Раевского. Управляющий директор центра интегративной медицины открыл, что иммунологию важно сочетать с глубокой проработкой психологических причин заболевания. Он убеждён, что препараты часто имеют краткосрочный и нестабильный эффект. А психокоррекция помогает добраться до причин онкологии и проработать их, изменить стратегии мышления и поведения человека. В результате специалистам клиники Раевского удаётся достичь высоких показателей в терапии онкопациентов: добиться их стабильной ремиссии, вплоть до снятия диагнозов.
Конечно, без применения официальной медицины не обойтись, особенно если речь идёт о повреждениях внутренних органов и тканей. Интегративный подход даёт возможность найти способы взаимного усиления методов. Главный принцип здесь: «Всё для выздоровления человека». Поэтому онкологи, иммунологи, психологи, реаниматологи, хирурги, трансфузиологи и другие специалисты работают вместе.