Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. Традиционные исторически сложившиеся виды искусства: живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, литература и театр - отличаются друг от друга, как предметом изображения, так и использованием различных средств и приемов. В настоящее время, благодаря прогрессу, достижениям научно – технической мысли в том числе интернету, когда искусство становится все более массовым и космополитным, в нашу жизнь прочно вошли новые понятия – технический и промышленный дизайн, инсталляция, энвайромент, хэппенинг, и конечно же, различные направления кино, анимации, компьютерных игр, ЗD визуализации и тому подобные.
Как же современное искусство влияет на человека ХХI-го века?
Пожалуй, каждый, хоть раз зайдя в музей современного искусства, думал о том, что, будучи ребенком, и то лучше рисовал. С изобретением фотографии потребность в достоверном, максимально приближенном к реальности отображении окружающего мира отпала, что привело к развитию в изобразительном искусстве абстракционизма – к полному отказу от формы, беспредметным композициям, экспериментам с цветом и материалами, спонтанному выражению внутреннего мира художника, его подсознания. Так, например, известный американский художник Джеймс Поллок, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины ХХ-го века, брызгал и лил краску на фиброкартон, считая спонтанный творческий процесс важнее результата. Эти кляксы, оцениваемые сегодня в 140 млн. долларов, стали одной из самых дорогих картин в мире. Они говорят: «Каждый увидит что-то свое».
В современном изобразительном искусстве существует как никогда великое множество разных направлений. Авторы некоторых направлений, а за ними арт-критики, могут увидеть «глубинный» философский смысл там, где изначально, возможно, он даже не предполагался. Глядя на работы современных классиков, иногда задаешься вопросом – что ЭТО? Гениальная интуиция или дорогостоящая пустышка, провозглашенная шедевром? Слава знаменитого Сальвадора Дали как художника во многом была обусловлена его скандальной репутацией и провокационным поведением, что в общем – то характерно для современного искусства, творчество все более сводится к чистому знаку, знамению личности. «Все, что я нахаркаю, все это будет искусство», - сказализвестный немецкий дадаист Курт Швиттерс, - ибо я художник». Одним словом, произведение не значимо само по себе. Значим только репутация художника, его подпись, его рейтинг в кругу интеллектуалов от искусства.
Стоит ли удивляться, что современный человек, посещая музей или выставку, ожидает прежде всего зрелища, некоего перформанса, шоу? Современных людей, не меньше, чем их далеких античных предшественников, волнуют зрелища, иногда столь же жестокие и кровожадные, как гладиаторские бои в Древнем Риме, но переведенные в виртуальную плоскость. Конечно, люди ХХ-го века ходят на экскурсии, посещают прекрасные старинные храмы и музеи, читают классическую литературу и иногда бывают на концертах Вивальди или Рахманинова, но при этом мы чаще слушаем все-таки современную поп-музыку, играем в компьютерные игры, смотрим кино и телевидение, и именно это во многом определяют нашу картину мира.
В ХХ веке, когда чтение художественной литературы еще было укоренившейся привычкой для культурного человека, а кино еще не получило такого мощного технического оснащения, эти два вида искусства мирно сосуществовали параллельно. Но в начале XXI века кино явно побеждает, ведь оно позволяет получить универсальный сплав зрительного образа с художественным словом и дополняет это музыкой, своеобразным визуальным рядом, начиная с заставки логотипа киностудии и заканчивая титрами. И наконец, сейчас кино использует компьютерные технологии, способные изобразить другую реальность, достоверную виртуальную среду, о чем раньше кинооператоры могли только мечтать. Мы можем перенестись в прошлое или оказаться в будущем и за небольшой промежуток экранного времени пережить столько приключений, какое в реальной жизни нам не дано испытать за всю жизнь. Каждый найдет что-то свое в этом многообразии.
Современный массовый зритель – это достаточно благополучный человек общества потребления, который, однако, не удовлетворен эмоционально - ему не хватает приключений, риска, эмоциональной встряски. И именно кино все это может ему предложить. Значит ли все это, что в наши дни традиционные формы искусства уходят в прошлое? Ни в коей мере. Оно просто принимает новые формы выражения: архитектурный и промышленный дизайн, оформление городской среды, масштабные представления-перформансы с использованием световых и лазерных эффектов и звукового оформления. Человеческие многоэтажные муравейники заставляют современного человека все больше ценить природу, поэтому натуральные и имитирующие их материалы столь популярны в оформлении архитектурного пространства. Современный дизайн стремиться к минимализму и простоте. Торгово-развлекательные центры стали основным местом притяжения, заменили собой храмы прошлого – жители мегаполиса приходят сюда и на работу, и для проведения досуга - здесь есть все: шопинг, развлечения, кино, рестораны, концерты и выставки. Человек общества потребления чувствует себя здесь как рыба в воде.
Наряду с этим так называемое великое классическое искусство не умерло. Всегда людям будут присущи и поиски философского осмысления жизни, и тяга к прекрасному, и стремление запечатлеть ускользающую красоту каждого неповторимого мгновения. Поэтому и колонны Парфенона, и «Музыка в саду Тюильри» Эдуарда Мане, и «Анна Каренина» великого Льва Толстого всегда будут востребованы в золотом фонде общечеловеческого культурного наследия.
Понравилась статья? Поделись ее со своими друзьями и близкими, а также теми, кто любит искусство!