5 августа 2020 года, Алматы - Ассоциация Торговых Предприятий Казахстана (АТПК) провела опрос среди продавцов магазинов на тему продажи никотинсодержащих продуктов (НСП) в рамках проекта “Adal Nietpen”. Опрос был проведен среди 400 продавцов магазинов в городах Казахстана методом интервью во второй половине июня 2020 г.
“Итоги данного опроса помогут нам подробнее понять ситуацию чем мотивировано решение продавца продать никотинсодержащий продукт подростку”,- говорит Жибек АЖИБАЕВА, вице-президент правления АТПК, - «Некоторые показатели исследования также будут играть ключевые индикаторы для замера эффективности нашего проекта Adal Nietpen”.
По итогам опроса:
- Лишь 37% продавцов считает существующий запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним эффективной мерой по борьбе с курением.
- Большинство продавцов (55%) считает, что запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним покупателям в торговых точках РК соблюдается в полной мере; при этом каждый пятый продавец уверен в обратном.
- По мнению продавцов, основная причина несоблюдения запрета на продажу табачных изделий несовершеннолетним – это финансовые мотивы и необходимость получения выручки (47%).
- Значительная часть продавцов (37%) оценивает роль продавцов магазинов в борьбе с курением и никотиновой зависимостью как маловажную.
- 53% опрошенных продавцов слышало о случаях продажи табачных изделий несовершеннолетним в магазинах своего города.
- 54% продавцов считает, что несовершеннолетний покупатель сможет купить табачные изделия в другом магазине, если они откажут ему в продаже.
- 20% продавцов считает, что продавцы, нарушившие запрет, несут ответственность довольно часто.
- Большинство продавцов (91%) декларируют полное соблюдение правил продажи табачных изделий. В случае, если трудно определить возраст потенциального покупателя, 9 из 10 продавцов просят показать удостоверение личности.
Помимо этого, мнения об ответственности продавцов за продажу табачных изделий разделились: 50% участников опроса придерживается мнения, что продавец должен нести ответственность за продажу табачных изделий несовершеннолетним, 46% считают, что в их зону ответственности входит лишь продажа товара в магазине и возлагает ответственность за борьбу с курением среди детей на родителей и государство.
Вместе с тем, продавцы играют ключевую роль, потому как именно к ним и приходят юные покупатели, чтобы приобрести запрещенные для них продукты. Продавцы в магазинах представляют собой “мостик”, через который дети могут получать доступ к сигаретам и НСП, именно поэтому, проект “Adal Nietpen” нацелен на представителей ритейла, чтобы напомнить им о важности соблюдения контроля возраста покупателя, а также об их потенциальном влиянии на будущее несовершеннолетних лиц.
“Несовершеннолетние покупатели - это наивные подростки, которые, в силу своей неопытности, обретают пагубные привычки, которые могут сопровождать их жизнь еще долгие годы. Мы призываем продавцов к ответственному отношению перед подрастающим поколением, присоединившись к нашему движению”,- говорит Ермек РАХМЕТОВ, исполнительный директор АТПК.
Запущенный в начале июня этого года, проект ориентирован на представителей малой розничной торговли, включая собственников магазинов, кассиров и всех тех, кто потенциально может стать мостом между НСП и несовершеннолетними лицами. О новостях и мероприятиях проекта можно узнать через Instagram аккаунт проекта @adal_nietpen.
Опрос был проведен компанией Alvin Market, специализирующейся на оказании услуг в сфере маркетинговых исследований и консалтинга.