Современный поток жизни довольно скоростной и напряженный. Психологическая зрелость человека во многом определяет успешное лавирование в нем. Однако часто осознанно или нет люди занимают другие позиции. Почему так происходит? Как при этом работает мозг? На эти вопросы помогла ответить психолог и руководитель Центра психологической поддержки в Москве Анна Рязанова.
Роли ребенка и взрослого
Следует рассмотреть понятие психологической зрелости с позиции роли взрослого. Все мы рождаемся детьми, затем происходит процесс взросления и наша позиция восприятия мира меняется. Если сказать максимально просто: дети берут, это берущая позиция, у взрослого - позиция дающего.Почему? Потому что ребенку, чтобы выжить, все должны дать родители, общество, образовательная система и так далее, чтобы ему выжить. Поэтому ребенок рассматривает людей, как носителей функции, которые ему помогут. Условно говоря, «кто-то мне нравится, потому что с ним безопасно». То есть получать или брать что-то.
Когда человек растет, его психика тоже развивается, и в какой-то момент он начинает отдавать. То есть то, что в него вложено, начинает прорастать и вектор меняется. Например полученное образование отдается в общество в виде компетенций. То, что в него вложили родители, это навыки общения с окружающим миром и создание безопасности в нем. Именно так человек сформировался, вырос относительно того, что ему дали, и теперь он отдает в мир, своим детям, в отношениях с людьми.
Столкновение с реальным миром
Но есть еще один критерий. Это очень важная часть, которая, помимо «вы дающий», говорит о том что «вы справляетесь с этой жизнью». То есть чтобы быть родителем, нужно транслировать состояние самостоятельности, ответственности, уверенности, возможностей. Ведь чтобы быть благополучным сотрудником, например, нужно справляться с теми обязанностями, которые на вас возлагают. Это позиция взрослого человека – выдерживать напряжение реальности, никуда от нее не сбегать, ни в какие практики, ни в какую иллюзию, которая будет формировать параллельную реальность. Очень важно выдерживать ту реальность, в которой вы есть, но без драматизации.
Если все иначе, то здесь психолог поможет понять, а какая реальность: у вас сейчас: действительно ли кто-то гонится, или это виртуальное преследование. И вот эта возможность осознавать и выдерживать столкновения с реальным миром, с его вызовами – это позиция взрослого. Умение строить отношения с человеком не для того, чтобы взять, а для того, чтобы усилить то сообщество, ту систему, в которую вы входите с другим человеком, говорит о психологической зрелости.
Синдром взрослого ребенка
Немного иначе обстоит дело с синдромом взрослого ребенка. Если говорить очень просто об этом явлении, то да, действительно, это выгодно. Но выгодно не потому, что человек осознанно принимает решение играть роль ребенка во взрослом теле. Дело в том, что наш мозг так реагирует на шоковые события, и часто эти шоковые события происходят в детстве.
В случае синдрома взрослого ребенка какая-то часть психики не выросла относительно шока, потому что мы действительно все растем при столкновении с вызовами окружающей среды. И часто эти вызовы становятся очень травматичными. Тогда какая-то сфера жизни является для нас опасной.
Наша вегетативная нервная система, наша психика бессознательно, чтобы выжить, тормозят, ставят на паузу психоэмоциональное развитие в этой «опасной» сфере. Зачем это нужно? В природе детенышей в своей стае не бьют, на них не нападают. Бороться могут только два взрослых самца. Именно природой заложен такой механизм, что безопасно быть маленьким. Вот здесь и присутствует вторичная выгода, осознанная или неосознанная.
Поэтому, конечно, работа со специалистом может помочь выявить шок, который вызвал паузу в психоэмоциональном развитии в какой-то отдельной области (необязательно, что это везде). То есть, например, человек может быть хорошим профессионалом, но в отношениях с противоположным полом он просто настоящий ребенок.
Вывод
Соответственно, работать со своей психологической зрелостью можно, отталкиваясь от ключевых критериев, приведенных выше.
Для начала следует глубоко порефлексировать, то есть провести самоанализ своих качеств и реакций в разных сферах жизни.
Также важно создать вокруг себя пространство для получения и укрепления позитивного опыта, таким образом, сменить фокус внимания с негатива. Этот шаг наиболее сложный и иногда требует помощи психолога. Ведь важно чтобы это пространство было безопасным и безоценочным по отношению к человеку, чтобы он мог спокойно разобраться с теми шоковыми событиями, которые произошли в прошлом.
Следующим шагом необходимо определить свои сильные стороны и развивать их в любых ролях: будь то семья, дружба или рабочий коллектив.
Разумеется, на совершение этих трех шагов потребуется время. Но при успешной реализации можно получить психологически зрелое восприятие и взаимодействие с окружающей действительностью, возможность выстраивания конструктивных отношений в социуме.